Андрей Раковский (a_rakovskij) wrote,
Андрей Раковский
a_rakovskij

Categories:

Микрорецензия

Попросили меня сказать свое мнение о книге А. В. Миргородский "ООборона Таганрога и Приазовья во время Крымской войны. Сборник
иностранных документов и материалов по Азовской экспедиции 1855 года".


С некоторым колебанием, я согласился. Колебание было вызвано тем, что уж очень не моя тема. По большому счету, мои знания о том периоде не многим больше уровня учебника. Но с другой стороны... Сборники документов я нежно люблю. Для историка-любителя, вроде меня, не работающего в архивах, знакомство с документами, введенными в широкий оборот, единственное, что позволяет формировать именно свое мнение. А не пытаться понять события на основе пересказа-пересказа-пересказа.

Так что, все же согласился, прочел. Теперь делюсь впечатлением.

Чуть больше четверти книги занимает описание ситуации как до прорыва англо-французов в Азовское море, подготовка, сам прорыв и последствия его. В этом отличие от большинства сборников документов, где описательная часть занимает значительно меньше. На мой взгляд, человека ранее не знакомого с вопросом, книга от этого выиграла, документы далее гораздо легче читать и понимать.

Главное, это то, что здесь автору удалось показать важность данного театра боевых действий. Обычно при описании Крымской войны почти не вспоминают. То, что я встречал ранее, это показ не значащего для войны налета. Подобного как на Петропавловск-на-Камчатке. Да, вроде не приятно, но для войны хоть сколько-нибудь весомого значения не имело. Получается, что не так. Именно здесь, в Азовском море, проходили главные пути снабжения Севастополя. И прерывание их резко ухудшило всю военную ситуацию. Вынужденный перенос снабжения на сухопутные пути крайне осложнил и замедлил снабжение Севастополя. В первую очередь - продовольствием. Не смотря на надежды и расчеты англо-французов, решающим фактором для падения города это не стало. Но одним из факторов, повлиявшим на это - несомненно.

Дополнительной изюминкой к описанию служит фактический материал - полные списки направленных в Азовское море сил, корабли и капитаны (насколько я в курсе, в русскоязычной исторической литературе они приводятся в первые), списки консульств в Таганроге и т.д.

Вторую, и главную, часть книги составляют сами документы. В первую очередь это документы адмиралтейства, к этому добавлен ряд публикаций из газет. По этим документам я воздержусь от оценки. Их просто надо читать целиком.

Могу только сказать, что мне привлекло внимание, намотал на ус.

На Западе пропаганда подавала эту войну, как войну с варварством. Однако действия англичан... Скажем мягко - крайне далеки от цивилизованности. Использовалась тактика выжженной земли. Уничтожалось абсолютно все на берегах, рыбокоптильни, мельницы и т.д. и топилось/захватывалось все на море.

Приведу два примера.

Очень симпатичен текст "В общей сложности мы взяли на абордаж пятнадцать судов, из которых двенадцать были сожжены, два — отправлены на продажу в Константинополь. На борт еще одного корабля были посажены 57 русских пленников, а само судно отпущено нами без компаса и без какого-либо рулевого управления, так что пусть судьба укажет им верный путь"(док 59). Хотелось бы напомнить - речь идет о гражданских судах и "пленными" обозначены гражданские. И если без компаса в Азовском море можно, то без руля, на не управляемом судне... Это все же море! Интересна какова судьба этих моряков, выжили ли.

Интересна история с Джон Мартин, британцем живущим в Таганроге, направившим письмо бывшему британскому консулу в Таганроге. Получилось, что письмо пошло по официальным инстанциям и ситуацию надо было маскировать. Т.е. давать официальный ответ, гасить скандал. Скандал погасили, дескать что Вы, что Вы, честь британского офицера не позволит обстреливать женщин и детей. Но любопытно как различаются ответы. "В отношении описания господином Мартином офицеров, обедающих под тентом на борту канонерки и осушающих бокалы под тосты в жестоком веселье, я должен отметить, что за исключением канонира, командующий кораблем лейтенант — единственный офицер, предусмотренный на таких кораблях." (док 73). Речь идет о описании в письме Мартина офицеров обедающих и встречающих тостами залпы по городу. Запомним утверждение о единственном офицере. И сравним с другим свидетельством "Первая упоминаемая им дата — 20 июля. Пароходом на рейде в тот день была канонерская лодка «Джаспер». Я, а также капитаны 2-го ранга Роули Ламберт и Кроферд были на ее борту" (док. 81)

Завершают книгу приложения:
- перечень кораблей принявших участие в боевых действиях в Керченском проливе и Азовском море
- Кавалеры ордена креста Виктории за Азовскую кампанию
- Биографический указатель по ряду лиц, упомянутых в книге.


В завершении могу сказать одно. Мне понравилось. Поздравляю fudao с написанием интересной и полезной книги.


Upd. Появилась информация о обложке.

Eskiz_2

На мой взгляд, тут тоже очень не плохо. И некоторая академическая строгость и синие полутона привлекающие взгляд.
Tags: 19 - век, РИ
Subscribe

  • Дурацкий вопрос

    Сижу, читаю, случайно попавший в руки, сборник статей по истории Сибири. Таблица, в ней столбец "общее число посадского населения по I ревизии м.п.…

  • О булкохрустах

    Разбирая опус Крылова, Антон очень хорошо сформулировал: "Вся эта крыловская "мечта о небесной россии" напоминает не…

  • Лев Толстой и понимание термина "кулак"

    В перестроечное и постсоветское время рассказывая о раскулачивании провели знак равенства между зажиточным крестьянином и кулаком. Тем интереснее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments