Андрей Раковский (a_rakovskij) wrote,
Андрей Раковский
a_rakovskij

Categories:

Тоталитаризм. Разберемся с термином? Серия № 2

В свое время я уже предлагал разобраться с термином тоталитаризм. Не скажу что разговора вообще не получилось. Но и в конечном счете почти не до чего не договорились...

Читая Луи Дюмон. Homo Aequalis. I. Генезис и расцвет экономической идеологии, я кажется нашел ответ почему не договорились. Далее выделенное жирным - мной.

Возьмем еще один пример, касающийся другого нежелательного явления, но, несмотря на это, присутствующего в нашем современном мире: я имею в виду тоталитаризм. Мы рассуждаем о нацизме, особенно не задумываясь о том, правильны ли наши выводы об уместности или неуместности разговоров о тоталитаризме в других случаях, помимо случая нацизма. Главная сложность при уяснении сущности тоталитаризма исходит из неосознаваемой тяги рассматривать его как форму холизма. Сам термин «тоталитаризм» обращает нашу мысль к тотальности, то есть всеохватности, в социальной сфере, а противопоставление тоталитаризма демократии сразу ведет к восприятию его как «реакции», как возврата к прошлому. Сегодня вульгарные истолкования тоталитаризма преодолены, серьезные исследователи от них освободились и признают, что тоталитаризм - это не холизм, что его истолкование в корне отличается от бытующих наивных представлений об обществе как едином целом. В конечном итоге, в результате радикального принуждения, которое тоталитаризм оказывает на субъектов, он проявляется в виде тенденций, направленных против индивидуализма, понимаемого в обычном значении. Таким образом, анализ наталкивается на препятствие в виде логического противоречия. Для того чтобы это препятствие устранить, необходимо вспомнить, что тоталитаризм существует внутри современного мира, современной идеологии. Наша гипотеза звучит так: тоталитаризм возникает из попыток, предпринимаемых в обществах, где глубоко укоренился и доминирует индивидуалистический принцип, подчинить его (данный принцип) другому принципу, а именно примату общества как единого целого. В тоталитаризме парадоксальным образом сочетаются противоположные друг другу ценности, т. е. обнаруженная нами противоречивость является его неотъемлемым свойством. Одно из следствий - несоразмерная, беспощадная акцентировка на целостности общества (социальная тотальность). Еще одно следствие - насилие, доходящее до культовых форм. Насилие проявляется менее откровенно в случаях, которые обусловлены необходимостью добиться подчиненного отношения со стороны граждан там, где нельзя утвердить принцип субординации, поскольку это требует общего согласия граждан в вопросе о фундаментальных ценностях. Наиболее ярко насилие проявляется в случаях, когда умы самих лидеров движений заражены идеей насилия и раздираются двумя противоречивыми тенденциями (индивидуализмом и холизмом). В результате лидеры обрекают себя на безнадежные попытки утвердить насилие в роли ценности)5.

Читатель может возразить и спросить, а не следует ли признать, учитывая факт распространения идей насилия в наши дни, что их носители в конечном итоге в некотором смысле добились успехов, что тоталитаризму удалось внедрить свой вирус в мировое общественное сознание? Несмотря на то, что современные формы насилия связаны многочисленными узами с современной идеологией, в рамках настоящей работы мы на это только лаконично намекаем. С каким бы возмущением общественное мнение не встречало известие о том или ином акте насилия, вполне правдоподобным представляется заключение, что для общественного сознания на современном этапе развития, как правило, характерно смягчение категоричности тона по отношению к частным проявлениям насилия. Это ослабление усугубляется путаницей, царящей в умах, как и непрестанным ростом обрушивающихся на них, то есть на умы, потоков информации. Путаница затрагивает вещи, которые лежат в основе прогресса нашей цивилизации и которые необходимо различать: в частности, путаница с определением тех сфер, откуда насилие было изгнано под предлогом незаконного использования силы, и других сфер, где право не позволило поставить принцип насилия вне закона, включая и сферу международных отношений. Если быть более точным, тоталитаризм как социальное явление разрушил границу между войной и миром. В результате процесс и способы ведения войны на чужой территории стали рассматриваться в рамках категории (статуса) «мир» ["мир" в смысле peace, la paix] и относиться к сфере внутренних дел государства. Фактов путаницы подобного рода огромное количество - как в прессе, так ив общественном мнении. В одну кучу смешиваются война (например, та, которую вели США во Вьетнаме) и советские лагеря или психиатрические лечебницы, война во Вьетнаме и политический терроризм, политический терроризм и гангстеризм. Весьма характерным в этом смысле является выражение «захват заложников» - как и соответствующее ему явление реальной жизни , перешедшее из исключительно военного обихода в другие сферы общественной жизни. Я не настаиваю на том, что распространение насилия было обусловлено другими мотивами, или на том, что причиной такого явления стал тоталитаризм как способ мышления - скорее, в данном случае следует говорить об однородности, резонансе, возникающем между двумя болезнями нашей эпохи. Я, таким образом, хочу сказать только, что современная идеология выступает в данном случае в роли одного из сообщников банды заговорщиков, и что распространенное смешение права и факта, морали и институализированного права, правосудия и тирании, общественного и частного соответствует возврату к состоянию варварства.
Tags: тоталитаризм
Subscribe

  • Френдоцид

    Провел в fb френдоцид. До ЖЖ не добрался, лениво. Может завтра. Оставляю людей которые значимы или многолетнее инет-знакомство. Не факт, что…

  • А кому я там должен сочувствовать?

    У либерды нынче новая фишка. Дескать в РФ не сочувствуют "восставшим" в штатах и.к. здесь расисты обитают. В "подтверждении" этого даже целые теории…

  • Обложили...

    "Коронавирус обнаружен у настоятеля новосибирского храма Всех святых, в земле российской просиявших, сообщил Тайге.инфо источник, знакомый с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Френдоцид

    Провел в fb френдоцид. До ЖЖ не добрался, лениво. Может завтра. Оставляю людей которые значимы или многолетнее инет-знакомство. Не факт, что…

  • А кому я там должен сочувствовать?

    У либерды нынче новая фишка. Дескать в РФ не сочувствуют "восставшим" в штатах и.к. здесь расисты обитают. В "подтверждении" этого даже целые теории…

  • Обложили...

    "Коронавирус обнаружен у настоятеля новосибирского храма Всех святых, в земле российской просиявших, сообщил Тайге.инфо источник, знакомый с…